4Medic.ru - сайт для медиков!
Стоматологическое обучение

Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиены ПР.

Стоматологическое просвещение – предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.

Цель стоматологического просвещения – выработка у населения убеждений в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе научных знаний причин заболеваний. Методов их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Стоматологическое просвещение в своей основе должно опираться на 2 основных направления:

  1. Пропаганда мед. знаний о профилактики
  2. Агитация за соблюдение правил и методов здорового образа жизни

Методы СП:

  1. Методы предусматривающие заинтерисованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и в/д специалиста и аудитории. Наиболее эффективными среди них являются беседы, лекции и выступления. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей. Степень их первичной подготовки, уровень усваяимости. Недостатки: короткое по продолжительности воздействие на аудиторию, небольшое кол-во слушателей.
  2. Методы не требующие активного участия населения называются пассивными. Их преимущество: не требуют присутствие медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостатки: отсутствие обратной связи м/у пациентом и специалистом. Пример: реклама, печатные издания, листовки. Если уровень учебных материалов очень высокий, тогда эффект пассивных форм воздействия на население возрастает.

Косвенным критерием эффективности стоматологического просвещения могут служить результаты анкетирования населения по вопросам профилактике стоматологических заболеваний.

Средства стоматологического просвещения:

  • Радио
  • ТВ
  • Журналы
  • Газеты
  • Памятки
  • Брошюры

Стоматологическое просвещение в зависимости от кол-во население подразделяют на 3 организованные формы: 

  1. Массовая
  2. Групповая
  3. Индивидуальная

Этапы выработки стойких навыков: 

  1. Знания
  2. Понимание
  3. Убеждение
  4. Навык
  5. Привычка

В стоматологическом просвещение по мимо врачей должны участвовать и другие специалисты: психологи, педагоги и др.

Наиболее серьезные особенности в организации и проведении стоматологического просвещения отмечаются при гигиеническом воспитании детского населения. Они связаны с возрастным и социальным статусом детей, а также уровнем их психологических реакций. Основой такого подхода является комплексность воздействия на ребенка, в нем должны быть задействована и обязательно активно участвовать 4 основные группы заинтересованных лиц:

  1. Мед. работники детских учреждений (средний мед. персонал участвует во всех этапах профилактики)
  2. Педагогический коллектив (участвуют в организационной структуре проводимых мероприятий и должен знать о характере и важности профилактики)
  3. Родители (в домашних условиях контролировать гигиену ПР, регулировать пищевой режим)
  4. Дети (объект профилактики)

Как активные, так и пассивные формы работы необходимо применять среди организованных групп, а также среди не организованных детей, посещающих стоматологические клиники.

Среди организованного населения (детей) эта работа осуществляется более эффективно, т к охватывает все 4 основные звена.

Среди неорганизованного населения следует ожидать меньшей эффективности, т к участвуют в работе только 2 звена (родители и дети)

Организация стоматологического просвещения

Этапы:

  1. Беседы и семинары с педагогами и мед. работниками не стоматологических специальностей. Нужно объяснить цели и задачи профилактики, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, объем работы, желательное время и условия их осуществления. Необходимо объяснить роль воспитателей и мед. работников в проводимой работе. Подчеркнуть необходимость их участия и заинтересованность в проводимой работе, с научным подходом ответить на вопросы педагогов.
  2. Беседа с родителями. Выступление для родителей должно проходить интересно с использованием иллюстраций и слайдов. И должно решить две задачи: 1) озаботить родителей состоянием здоровья детей 2) вызвать заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий. Для решений первой задачи необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приводят заболевания зубов. И лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне серьезднее воспринимается информация о возможностях профилактики, появляется и усиливается ответственность родителей за здоровье своих детей. В заключении необходимо призвать родителей быть активными участниками и помощниками в профилактики заболеваний органов ПР. особый акцент необходимо сделать на культуре потребления углеводов и поддержания должного объема гигиены ПР в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний, каждому родителю вручается памятка брошюра или журнал.
  3. Беседы и уроки здоровья для детей.
  • Обучение детей индивидуальной гигиены ПР следует начинать с 2 – 4летнего возраста. При этом необходимо учитывать психологические особенности этой группы детей. Склонность к подражанию и склонность к коллективным занятиям. В этом возрасте высока внушаемость на ребенка и ее необходимо использовать. Для детей данной возрастной группы рекомендуется проводить 7 занятий по 15 – 20 мин. 1-ое занятие – осмотр полости рта детей с использованием стом. зеркала и шпателя. 2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды. 3) рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели. 4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков. 5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков. 6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей. 7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.
  • Дети 5 – 7 лет.Беседы о роли зубов для здоровья человека. Необходимость ухода за ними. Роль питания для здоровья зубов. Методика обучения аналогична. Однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное контролю навыков.
  • Младший школьный возраст. В форме уроков гигиены полости рта. Больше внимания уделяется рассказу о роли зубов в жизни человека, их строению, возможных заболеваниях, методах их предотвращения и мероприятиях по профилактики зубов и органов полости рта. Детей знакомят с более широким кругом средств и предметов гигиены ПР. большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок. И повторному контролю. Т к данные повторного контроля являются наглядным показателем качества ухода за ПР. Обучение взрослых происходит по такой же схеме.

Большое значение необходимо уделять дополнительным средствам и методах гигиены ПР. (полоскание с использованием ополаскивателей, использование жевательных резинок, чистка межзубных поверхностей, массаж десен). Для улучшения гигиены ПР и усиления процесса самоотчищения необходимо дать рекомендации по питанию. Сухие и жесткие продукты улучшают (овощи, фрукты) процессы самоотчищения и усиливают слюноотделение.

Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам.