4Medic.ru - сайт для медиков!

Предмет и основные этапы развития педагогики и образования

Педагогика

Предметом педагогики является исследование сущности формиро­вания и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педа­гогического процесса.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества. Общественный про­гресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступаю­щее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных зна­ний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходи­мость в их специально организованном воспитании — в целенап­равленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потреб­ность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и на­ука достигли значительного развития, воспитание выделяется в осо­бую общественную функцию, т.е. возникают специальные вос­питательные учреждения, появляются лица, профессией кото­рых становится обучение и воспитание детей.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педаго­гика, который закрепился в качестве названия науки о воспита­нии.

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристок­раты поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) обозначает «деговодитель». Впоследствии педагогами стали назы­вать людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педаго­гика. Как особая наука, педагогика впервые была вычленена из систе­мы философских знаний в начале XVIIвека. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в ре­зультате воспитательных отношений. Предмет педагогики — вос­питательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возни­кающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обу­чения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удов­летворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследова­ния. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осу­ществление требует от педагога овладения соответствующими воспита­тельными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как те­оретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство.

Предметом педагогики является исследование сущности формиро­вания и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

  • изучение сущности и закономерностей развития и формирова­ния личности и их влияния на воспитание;
  • определение целей воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • исследование и разработка методов воспитания.

Предыдущая статья:Способности. Задатки и способности. Виды и уровни способностей
Следующая статья: Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
Лучшая по просмотрам статья:Воображение, его виды и формы проявления. Аналитико-статистический характер воображения.
Последняя статья:Образовательная система в россии
Другие статьи:Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
Сущность, задачи содержания гражданского, эстетического и нравственного воспитания
Сущность, задачи содержания физического, умственного и экологического воспитания
Способности. Задатки и способности. Виды и уровни способностей
Характер. Акцентуация характера. Воспитание характера
Темперамент. Свойства и типы темперамента. Экстраверсия. Интроверсия.

Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам.