4Medic.ru - сайт для медиков!

Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)

Психология

Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включа­ющая в себя различные субъективные (или психи­ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от­носятся следующие:

  1. ощущение;
  2. восприятие;
  3. внимание;
  4. память;
  5. воображение;
  6. мышле­ние;
  7. речь.

Другие явления определяют направленность ак­тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от­носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин­тересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы­ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми­ром, регулируют его общение с людьми. Их назы­вают психическими свойствами и состояния­ми. К ним относят:

  1. волю;
  2. чувства;
  3. эмоции;
  4. склонности;
  5. способности;
  6. знания;
  7. сознание;
  8. личность;
  9. индивидуальность, характер.

Кроме того, психология изучает человеческое об­щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро­вания и развития психических явлений от них. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра­зием теоретических и практических задач, встаю­щих перед ней. Основными задачами психологии являются

  1. выявление законов психики,
  2. раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные,
  3. установление механизмов психической деятельности,
  4. изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли­ны. Изменился понятийный аппарат психологичес­кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм­пирическими данными. Для психологии исследо­вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Таким образом, психология является наукой, изу­чающей факты, закономерности и механизмы пси­хики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от инди­видуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки по­нять, распознать, изучить и описать психику чело­века. Одним из первых направлений был анимизм, ко­торый рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно по­ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру. Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым, границы между живым, неживым и психи­ческим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Совершенно новую сторону познания этих явле­ний открыла деятельность философов-софистов (от греч софия - «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека закона­ми, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». В трудах древнегреческих мыслителей имеютсяпопытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В ихобъяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобиюкоторых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души. Первым направлением стало объяснение психи­ки, исходя из законов движения и развития мате­риального мира, из идеи об определяющей зависи­мости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того как была осмыслена произволь­ность жизни души от физического мира, их внутрен­нее родство, а тем самым - и необходимость изу­чать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим свое­образие ее объектов. Второе направление античной психологии, со­зданное Аристотелем, ориентировалось преимуще­ственно на живую природу, исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является фор­мой жизни, выдвижение на передний план психо­биологической проблемы было крупным шагом впе­ред. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространствен­ные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организа­ции поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятель­ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу­рой, а именно от понятий, идей, этических цен­ностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес­сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла­тона, отчуждены от материального мира, от реаль­ной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно вос­принимаемых телом.

Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам.