4Medic.ru - сайт для медиков!

Опубликовано: 2007-09-26 10:05

Общее понятие о познании.

Познание

В структуре общетеоретической философии обычно выделяется три основных направления:

  1. онтология учения;
  2. диалектика и логика;
  3. Гносеология – это учение о законах познания или о законах получения знания.

Сама теория познания включает в себя также три основных части:

  1. общая теория познания;
  2. теория общенаучного познания;
  3. эпистемология – теория общенаучного познания.

Все эти три части в тоже время объединяются в одну систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания, вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В данном случае данный комплекс есть практика.

Типы познания, источник, объект, субъект.

Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное, познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование действительности с определенной целью, получение нового знания, не существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос. Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний. Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный. Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах:

  1. Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник, определяющий с точки зрения марксистской тории.
  2. Источник познания связан с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е. внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является определяющим, т.е. возбудители организации человека.
  3. Источником познания является противоречие.

Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную структуру.

Целью или самоцелью познания является:

  1. Объединение свойств субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды).
  2. Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды. Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна.

В целом, если говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.

Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3) предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы, обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.

Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам.